Сделать свой сайт бесплатно

Реклама

Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.

@ADVMAKER@
Нохчалла
31 Августа 2018 | Опубликовано в Общие | Просмотры: | Комментарии: 0
Введите запись Обычаи и традиции

Нохчалла — чеченский характер

Саид-Хамзат Нунуев:

Не случайно говорят, что Нохчалла в крови (генах) каждого истинного вайнаха.

От многих доводилось слышать, читать, что Нохчалла – это Нахский Кодекс Чести. Не возражаю. Сам так писал до недавнего времени. Но при внимательном анализе и сопоставлении со многими историческими реалиями получается, что Нохчалла затрагивает не только вопросы чести и достоинства – она составляет основу национальной самоидентификации, обеспечивает духовно-нравственную связь поколений и времен с самых глубин тысячелетий.

Нохчалла, таким образом, – это национальная идеология нахов, во имя которой надо бороться, жить, причем, жить с высоко поднятой головой!

 

 

Люди, живущие в соответствии с Нохчалла, ни в коем случае не могут быть мелочными, лживыми, скупыми, самовлюбленными, не говоря уже о том, что любого рода преступления автоматически исключают их из числа обладателей этого сокровища. Уникальное свойство Нохчалла в том, что держать себя в рамках ее принципов может любой человек, независимо от ранга, сословия, образования, рода деятельности. Главное в Нохчалла – не терять человеческое, мужское достоинство, не соблазняться, не зазнаваться, не падать духом.

Каждый истинный вайнах, воспитанный у себя на родине в традиционной семье, имеет прочные задатки рыцаря, джентльмена, дипломата, мужественного заступника и щедрого, надежного товарища. В чем причина? Почему настоящий чеченец или ингуш никогда не подведут, не предадут, не простят обиды, не потерпят зла и  насилия, лжи и двуличия, трусости и малодушия?

Нохчалла, как было сказано, недостаточно определить словом «честь». Честь у вайнахов – сий. Недостаточно определить словом «благородство», ибо оно у нас – оьздангалла. Таким образом, у нас «мужество» – доьналла, «смелость» – майралла, «гордость» – яхь, «щедрость» – комаьршалла, «справедливость» – нийсо. Словом, все отдельно взятые достоинства у вайнахов обозначаются конкретными словами и определениями. «Нохчалла» – нечто более широкое, емкое. Это – мировоззрение, идеология. Как она могла сложиться? На основе мифов? С мифами предки вайнахов расстались в глубинах тысячелетий. На основе писаний? Их вайнахи не сохранили. Это хорошо получилось у евреев. На основе ратных дел, ярких эпохальных подвигов? Но в таком случае идеология Нохчалла носила бы боевой, мобилизующий дух. А в Нохчалла нет и намека на агрессивность, воинственность. Напротив, идеология Нохчалла отличается особым миролюбием, этикой и эстетикой, будто создавалась вовсе не на земле, а на небесах.

 


 

«Нохчо» значит — чеченец. А понятие «нохчалла» — это все особенности чеченского характера в одном словеСюда включен весь спектр моральных,нравственных и этических норм жизни чеченца Ребенок в традиционной чеченской семье впитывает, как говорится,«с молоком матери» качества рыцаря,джентльменадипломатамужественного заступника и щедрогонадежного товарища.

Истоки этих качеств истинного чеченца:

Когда-то, в далекие времена, в суровых условиях гор гостьне принятый в дом, мог замерзнутьпотерять силы от голода и усталостистать жертвой разбойников или дикого   зверяЗакон предков — пригласить в дом, согретьнакормить и предложить ночлег гостю — соблюдается святоОдним из самых   важных пунктов Нохчалла является гостеприимство.

Дороги и тропинки в горах Чечни узкиечасто змеятся вдоль обрывов и скал.Поскандалив или поспорив можно было сорваться в пропастьБыть вежливым и уступчивым — это «нохчалла«. Тяжелые условия горной жизни сделали необходимой взаимопомощь           и взаимовыручкукоторые тоже — часть «нохчалла«.
У чеченцев никогда не было князей и холопов, так как понятие «нохчалла» несовместимо с «табелью о рангах«.

«Нохчалла» — это умение строить свои отношения с людьмини в коей мере не демонстрируя своего   превосходствадаже будучи в привилегированном положении.                                                                 Напротив, в такой ситуации следует быть особо учтивым и  приветливымчтобы не задеть ничье самолюбие. Так, сидящий верхом на лошади должен первым поздороваться с пешимЕсли же пешеход            старше всадникавсадник обязательно должен сойти с коня.

«Нохчалла» — это дружба на всю жизнь: в дни печали и в дни радостиДружба для горца — понятие святоеНевнимательность или неучтивость по отношению к брату проститсяно по отношению к другу — никогда!

«Нохчалла» — это особое почитание женщиныПодчеркивая уважение к родственникам своей матери или своей женымужчина сходит с коня прямо при въезде в село, где они живут.

Например — притча о горцекоторый однажды попросился на ночлег в                                                                                                                                                                   дом на окраине селане зная, что хозяйка была дома одна.Она не могла отказать гостюнакормилауложила его спать.                                                                                           На утро гость понял, что в доме нет хозяина,а женщина сидела всю ночь в передней у зажженного фонаряУмываясь   второпяхон случайно задел руку хозяйки мизинцемУходя из домагость кинжалом отрубил   этот палец. Так беречь честь женщины может только мужчинавоспитанный в духе "нохчалла".

«Нохчалла» — это неприятие любого принуждения. Чеченец издревле, с мальчишеских лет воспитывался защитником, воином. Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и ныне — «приходи свободным!» Внутреннее ощущение свободы, готовность отстоять ее — это «нохчалла«. При этом «нохчалла» обязывает чеченца проявлять уважение к любому человеку. Причем, уважение тем большее, чем дальше человек по родству, вере или происхождению. В народе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть прощена, ибо возможна встреча в Судный День. Но не прощается обида, причиненная человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда. С таким грехом пребывать вечно.

«Нохчалла» — не свод рекомендаций и не инструкция чеченца. Это то, чему следует чеченец добровольно и сознательно. 

С религиозной точки зрения смысл (Замысел Всевышнего) создания всего (биологического и физического мира, Вселенной) – в выращивании человеческого разума и человеческой совести.

Главное преступление человека и человечества против Бога, против  Его Проекта – отступление от разума и совести.

 

Но Всевышний оттачивает разум и совесть человека и человечества в беспрерывной борьбе. Борьба – главный инструмент развития, реализации Проекта Бога. Именно для беспрерывной борьбы Творец допустил существование сатаны – Иблиса.

 

Было бы странно, если бы сатана не совершенствовал свои козни в соответствии с меняющимся временем. Вот и появляются в провокациях сатаны и кощунственные фильмы якобы о Пророке, и грязные танцы в православных храмах.

 

Терпение, терпеливое и мудрое выращивание разума и совести – вот что такое Нохчалла. Вера без всяких рекламных ритуалов, лицемерия и демонстраций своей набожности; вера, которая в душе и сердце человека, а не в угоду кому-то или чему-то – вот что такое прямой путь к Всевышнему Аллаху, тарикат Нохчалла! Тарикат с тысячелетними корнями, уходящий к самым истокам Ислама, к самым первым пророкам человечества.

Саид-Хьамзат Нунуев.

 


Вот об этом и наш сайт. Все материалы – история, литература, музыка, даже юмор – все так или иначе связано с чеченским характером.

Желаю Вам найти полезную и интересную информацию, что-то вспомнить, что-то узнать, а что-то и закрепить. Всю информацию, которая есть на сайте, необходимо знать каждому чеченцу, и каждому кто уважает чеченский народ.

 

Ларамца, администрация сайта НОХЧАЛЛА.com



Никто не забыт! Ничто не забыто!
11 Февраля 2018 | Опубликовано в Общие | Просмотры: | Комментарии: 0

О причинах и последствиях нашей депортации в 1944 году

deportaciya
1945 год - год окончания самой страшной и разрушительной из войн, которых когда-либо видело человечество. Ее ожесточенность объяснялось намерениями врага-носителя самой чудовищной идеологии – идеологии расового, этнического неравноправие людей, стремление закрепить новый миропорядок, согласно которому одни народы должны господствовать, а другие, неполноценные, должны быть либо уничтожены, либо довольствоваться райским положением.
 
Поражение фашизма в той мировой войне, между тем не всех отрезвила. И по сей день в мире раздаются голоса тех, кто пытается очернить целые народы, повесить на них позорный ярлык предателей, изменников, бандитов, неполноценных.
Народ Чечено-Ингушетии, как отмечалось в докладе, внес достойный вклад в дело общей победы советского народа в этой войне. За все годы войны на фронте из республики было мобилизовано более 50 тыс. человек, из них свыше 30 тыс. были чеченцы.
Более 17 тыс. человек записались в добровольцы и народные ополченцы еще в июне-июле 1941 года, около 50 % из них были чеченцы.
Не стояли в стороне, как известно, и труженики тыла. Нефтепродукты из Грозного играли решающую роль в победах наших солдат в битве за Кавказ.

Излишне повторяться, рассказывая о тех тысячах выходцев из нашей республики, героически сражавшихся на всех фронтах войны.
Их имена и подвиги прозвучали и в ходе нашей сегодняшней конференции. Отмечу лишь, что ни одно крупное героическое сражение Великой Отечественной войны не прошло без участия в той или иной мере выходцев из нашей республики, будь это сражение в Брестской крепости в самом начале войны, сражение под Москвой, под Сталинградом, за взятие Берлина.
Тема Великой Отечественной войны обречена вечно остаться для чеченцев и ингушей в связи с другой темой, точнее, национальной трагедией, связанной с депортацией 1944 года в среднюю Азию и Казахстан.

Она, очевидно, никогда не потеряет свою актуальность, ибо ее всегда использовали и будут использовать различные недобросовестные авторы в конкретных политических и идеологических целях, когда вайнахам нужно напомнить: «Вы не очень-то воображайте из себя, мы хорошо знаем, что в Великой Отечественной Войне вы были на стороне Гитлера...»
Разумеется, провозглашенная с недавних пор в России демократия гарантирует своим гражданам свободу слова, каждый может иметь собственное мнение, в том числе и мнение на то или иное важнейшее историческое событие. Но одно дело – позиция частного лица, типа приборостроителя и сталиниста Пыхалова и совсем другое – важного государственного чиновника или автора статьи в энциклопедии, который говорит от имени государства. Речь в данном случае идет о подборке материалов, помещенный в специальном приложении к «Независимой газете» от 29 февраля 2000 года и о статье руководителя Департамента по делам национальностей Миннаца России профессора Николая Бугая под заголовком «Защитники и враги Чечни». Политика умалчивала о событиях 40-х годов, проводимая КПСС, ничего хорошего не принесла.

Миннацовский чиновник пытается доказать, что хотя коммунисты деликатничали с чеченцами и ингушами, не называя их откровенно предателями, изменниками, врагами советского государства, факты говорят о многочисленных бандитских группировок в горах, которые воевали на стороне Гитлера и с нетерпением ждали, пока он выгонит из республики коммунистов.
Но таковой ли была ситуация на самом деле?
Когда и откуда появились в горах Чечни, так называемые бандитские группировки?

Общеизвестно, что на окраинах постановления большевистского руководства выполнялись с особым рвением и пристрастием. Так произошло и в середине 30-х годов во время большевистской компании по коллективизации в сельском хозяйстве и раскулачивании зажиточных крестьян как классовых врагов. В кулаки записывали не особенно разбираясь, скольким братьям в большой семье принадлежит пара волов или лошадей, или какова производительность у так называемой водяной мельницы, которая в течении суток молола одни или два пуда кукурузного зерна. С 1935 по 1936 годы были записаны в кулаки и сосланы в Среднюю Азию и Сибирь по разным источникам от 20 до 60 тысяч семей, что явилось колоссальным ударом по народу, ибо народ лишился своей наиболее активной, энергичной, предприимчивой части. Но это трагедия, середина тридцатых годов предопределила другую, более страшную трагедию середины 40-х годов, и на прямую взаимосвязь этих двух трагедий ученым и творческим миром до сих пор не уделено должного внимания. Что в свою очередь не в последнюю очередь сказывается на повторяющихся попытках фальсификации истории и представления вайнахов предателями и изменниками родины и обоснованности процесса геноцида народа методом депортации.

Какая прослеживается прямая взаимосвязь между двумя трагедиями середины 30-х и середины 40-х годов? Почему эта взаимосвязь объясняет подлинный характер процесса беспрецедентного преступления сталинского режима против чеченского и ингушского народов?
Дело в том, что из десятков тысяч раскулаченных и сосланных в ссылку семей многие, кто избежали гибели в тяжелых каторжных условиях, тайно бежали обратно в Чечню и Ингушетию. Этот процесс многим известен в селах республики на примере своих родственников. Однако тех, кого находила власть, тут же арестовывали и уводили в Грозненскую тюрьму, где, как правила, тут же расстреливали, сжигали и бросали в Сунжу. Так поступили, согласно архивным материалам из КГБ и свидетельство очевидцев тех времен в частности, с моим прадедушкой Гарчхановым Бирти, его братьями Умахаджи и Расухаджи. Такие примеры можно привести тысячами. Поэтому не все беглые каторжники – кулаки рисковали появиться в аулах, они прятались в горах и лесах, в так называемых тоьла (землянках) и жили годами изгоями общества. Иногда они совершали нападения на колхозный скот, на самом деле свой скот, насильно отобранный при коллективизации. Таких людей без права возвращения к мирной жизни было немало, и все они с началом Великой Отечественной Войны были записаны в политбандиты, в предателей и изменников родины, сочувствующих фашизму и Гитлеру.

Абсолютно понятно, что тысячи этих изгоев и понятия не имели что такое фашизм, какую идеологию проповедует Гитлер, и за какие ценности идет мировая война. Они знали одно – советская власть их обездолили, лишила всего, и у них нет возможности даже спокойно умереть в своих аулах под крышей собственных домов.
Но не такую правду о реальной действительности в Чечено-Ингушетии к началу Великой Отечественной войны хотят знать высокие чиновники из Миннаца, авторы энциклопедий, отдельные злопыхатели. Им очень хочется, чтобы те бедолаги с ярлыками кулаков, прятавшиеся в лесах и горных ущельях, а вместе с ними и весь вайнахский народ были предателями, изменниками, готовые в любое время продать свою большую родину. Этим фальсификаторам не хочется задумываться, а почему во время войны в Афганистане ни один чеченец или ингуш не стали предателями, не сдались в плен, не потеряли ни одной единицы оружия? Почему во время недавних войн чеченцы не выступили против России, хотя провокаторы оставляли громадное количество оружия, щедро финансировали из карманов известных московских олигархов?

Ведь в конечном счете сами чеченцы уничтожили заграничное бандподполье на своей территории, которая совершила открытую интервенцию в целях развала России. И чеченские отряды во главе с отцом и сыном Кадыровыми спасли Россию от грандиозной провокации, а не московские чиновники и борзописцы продолжающие клеветать на чеченский народ.
Трагедия, начавшаяся в середине 30-х годов и повлекшая за собой трагедию 40-х годов продолжилась и позже, став основной причиной восстания чеченского народа в начале 90-х годов прошлого века.

 

В 1957 году, после восстановления Чечено-Ингушетии, люди стали возвращаться на Родину. Но в горные районы – Чеберлойский, Итум-Калинский, Шаройский, Галанчожский, Галашкинский и другие, их не пустили. Официальное объяснение – трудно налаживать экономику и социальную инфраструктуру; неофициальное – пускай уезжают, растворяются в бескрайних просторах СССР.
Земля, где тысячи лет проживали горцы в своем привычном мире, была превращена в альпийские пастбища для равнинных колхозов и совхозов.
Заросли бурьяном тысячи хуторов и десятки аулов. Редких смельчаков, которые осмеливались разводить огонь в остывших очагах родовых башен, отлавливали и бросали в тюрьмы. Жилища и овчарни каждое лето разрушались десятками бульдозеров. Война с «дикими хуторами» с разной степенью интенсивности длилась более тридцати лет, до начала горбаческой перестройки

Горцы оседали в предгорьях. Но фабрик и заводов здесь не строили. Чечено-Ингушский обком КПСС строго регулировал рост рабочего класса и коммунистов из коренного населения. Потому что, если бы коммунистов -чеченцев и ингушей стало больше, чем русскоязычных, то пришлось бы менять русскоязычное руководство обкома КПСС. Поэтому вплоть до 90-х годов в республике было 24000 коммунистов - русскоязычных, 12000 коммунистов - чеченцев, 2000 коммунистов - ингушей.
На работу в грозненские нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия, которые составляли основу местной промышленности, вайнахов принимали крайне редко. Политика обкома КПСС была направлена на то, чтобы как можно больше чеченцев и ингушей выезжало из республики. Это была откровенная экономическая дискриминация коренного населения. Трусливые чеченские руководители боялись даже заикаться об этой проблеме, лишь бы им позволяли развивать свой коррупционный бизнес.


Как верно подметил Тимур Дадаев в газете «Справедливость», ( №14-15, ноябрь 2002 г. ) «В течении более 70 лет советской власти и в целом с момента нахождения Чечни под властью России отбор членов «элиты» среди чеченцев, чаще всего, производился по регрессивной системе: чем беспринципней оказывался кандидат, тем больше у него было шансов попасть «наверх». А главное требование – не быть самостоятельным, не иметь чувство собственного, и не дай Бог, национального достоинства».
Чеченцы, не желая навсегда покидать Родину, освоили технологию отхожего промысла: летом целыми семейными бригадами выезжали на «шабашку», в основном на сельские стройки Казахстана и России, а зимой возвращались обратно. Этим видом промысла было охвачено 60-70% трудоспособного сельского населения республики, хотя коммунистическая пропаганда это всячески скрывала, а «шабашников» критиковала, ставила в один ряд с преступниками. Сама же власть трудоустройством населения практически не занималась. По этому поводу за более чем тридцать лет после восстановления республики руководством Чечено-Ингушетии не был принят ни один серьезный документ!
С упразднением Госплана СССР и прекращением финансирования из бюджета государства сельского строительства, сотни тысяч чеченцев, выезжавших десятилетиями на сезонные стройки, в один миг оказались безработными вдвойне: без работы у себя дома, без работы на чужбине...


Именно эти люди, вдвойне обманутые и обделенные, (а их было сотни тысяч!) стали причиной социального взрыва в Чечне в начале 90-х годов. Разогрели людей, вывели их на площади также известные призывы из Москвы про гарантии суверенитета, а также те, что прозвучали после ГКЧП: «Восстаньте, люди, и всеми средствами, включая вооруженные, защитите молодую российскую демократию!» А вслед за этим подарили восставшим толпам горы оружия, о чем сотни раз уже сказано и написано, но никто не понес решительно никакого наказания. Кровавая судьба народа была в очередной раз предопределена!

С-Х. Нунуев,
член Союза Писателей СССР, РФ,
К.и.н., доцент ЧГУ

2009 год

Геленджик отдых на море.
19 Февраля 2017 | Опубликовано в Общие | Просмотры: | Комментарии: 1
Введите запись


Чтобы было что вспомнить. Багодов Бавуди; Кужхажиев Абубакар; Дадуев Канти; Усмахаджиев Минкаил.
11 Декабря 2015 | Опубликовано в Общие | Просмотры: | Комментарии: 0

 


 

Эти парни из прошлого. Рожденные выжить! Они выжили чтобы дать жизнь живущим сейчас!

 

Говорят старость не радость. Мне кажется это заблуждение многих, мой отец Минкаил  восхишался и радовался от сделанных добрых дел и был предельно доволен тем что Аллах дал ему эту возможность творить добро,                        а в частности каждый человек к преклонному возрасту накапливает определенный жизненный опыт. И стремление этих людей воплотить свой опыт и знания в жизнь, встречается равнодушием и безразличием многих. Мой отец был из тех кому и старость приносила радость пока был здоров. Так пусть каждого к старости радует что может быть полезным своим близким и родным и просто всем людям.