Сделать свой сайт бесплатно
https://fo.ru
Реклама
Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.
Саид-Хамзат Нунуев:
Не случайно говорят, что Нохчалла в крови (генах) каждого истинного вайнаха.
От многих доводилось слышать, читать, что Нохчалла – это Нахский Кодекс Чести. Не возражаю. Сам так писал до недавнего времени. Но при внимательном анализе и сопоставлении со многими историческими реалиями получается, что Нохчалла затрагивает не только вопросы чести и достоинства – она составляет основу национальной самоидентификации, обеспечивает духовно-нравственную связь поколений и времен с самых глубин тысячелетий.
Нохчалла, таким образом, – это национальная идеология нахов, во имя которой надо бороться, жить, причем, жить с высоко поднятой головой!
Люди, живущие в соответствии с Нохчалла, ни в коем случае не могут быть мелочными, лживыми, скупыми, самовлюбленными, не говоря уже о том, что любого рода преступления автоматически исключают их из числа обладателей этого сокровища. Уникальное свойство Нохчалла в том, что держать себя в рамках ее принципов может любой человек, независимо от ранга, сословия, образования, рода деятельности. Главное в Нохчалла – не терять человеческое, мужское достоинство, не соблазняться, не зазнаваться, не падать духом.
Каждый истинный вайнах, воспитанный у себя на родине в традиционной семье, имеет прочные задатки рыцаря, джентльмена, дипломата, мужественного заступника и щедрого, надежного товарища. В чем причина? Почему настоящий чеченец или ингуш никогда не подведут, не предадут, не простят обиды, не потерпят зла и насилия, лжи и двуличия, трусости и малодушия?
Нохчалла, как было сказано, недостаточно определить словом «честь». Честь у вайнахов – сий. Недостаточно определить словом «благородство», ибо оно у нас – оьздангалла. Таким образом, у нас «мужество» – доьналла, «смелость» – майралла, «гордость» – яхь, «щедрость» – комаьршалла, «справедливость» – нийсо. Словом, все отдельно взятые достоинства у вайнахов обозначаются конкретными словами и определениями. «Нохчалла» – нечто более широкое, емкое. Это – мировоззрение, идеология. Как она могла сложиться? На основе мифов? С мифами предки вайнахов расстались в глубинах тысячелетий. На основе писаний? Их вайнахи не сохранили. Это хорошо получилось у евреев. На основе ратных дел, ярких эпохальных подвигов? Но в таком случае идеология Нохчалла носила бы боевой, мобилизующий дух. А в Нохчалла нет и намека на агрессивность, воинственность. Напротив, идеология Нохчалла отличается особым миролюбием, этикой и эстетикой, будто создавалась вовсе не на земле, а на небесах.
«Нохчо» значит — чеченец. А понятие «нохчалла» — это все особенности чеченского характера в одном слове. Сюда включен весь спектр моральных,нравственных и этических норм жизни чеченца. Ребенок в традиционной чеченской семье впитывает, как говорится,«с молоком матери» качества рыцаря,джентльмена, дипломата, мужественного заступника и щедрого, надежного товарища.
Истоки этих качеств истинного чеченца:
Когда-то, в далекие времена, в суровых условиях гор гость, не принятый в дом, мог замерзнуть, потерять силы от голода и усталости, стать жертвой разбойников или дикого зверя. Закон предков — пригласить в дом, согреть, накормить и предложить ночлег гостю — соблюдается свято. Одним из самых важных пунктов Нохчалла является гостеприимство.
Дороги и тропинки в горах Чечни узкие, часто змеятся вдоль обрывов и скал.Поскандалив или поспорив можно было сорваться в пропасть. Быть вежливым и уступчивым — это «нохчалла«. Тяжелые условия горной жизни сделали необходимой взаимопомощь и взаимовыручку, которые тоже — часть «нохчалла«.У чеченцев никогда не было князей и холопов, так как понятие «нохчалла» несовместимо с «табелью о рангах«.
«Нохчалла» — это умение строить свои отношения с людьми, ни в коей мере не демонстрируя своего превосходства, даже будучи в привилегированном положении. Напротив, в такой ситуации следует быть особо учтивым и приветливым, чтобы не задеть ничье самолюбие. Так, сидящий верхом на лошади должен первым поздороваться с пешим. Если же пешеход старше всадника, всадник обязательно должен сойти с коня.
«Нохчалла» — это дружба на всю жизнь: в дни печали и в дни радости. Дружба для горца — понятие святое. Невнимательность или неучтивость по отношению к брату простится, но по отношению к другу — никогда!
«Нохчалла» — это особое почитание женщины. Подчеркивая уважение к родственникам своей матери или своей жены, мужчина сходит с коня прямо при въезде в село, где они живут.
Например — притча о горце, который однажды попросился на ночлег в дом на окраине села, не зная, что хозяйка была дома одна.Она не могла отказать гостю, накормила, уложила его спать. На утро гость понял, что в доме нет хозяина,а женщина сидела всю ночь в передней у зажженного фонаря. Умываясь второпях, он случайно задел руку хозяйки мизинцем. Уходя из дома, гость кинжалом отрубил этот палец. Так беречь честь женщины может только мужчина, воспитанный в духе "нохчалла".
«Нохчалла» — это неприятие любого принуждения. Чеченец издревле, с мальчишеских лет воспитывался защитником, воином. Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и ныне — «приходи свободным!» Внутреннее ощущение свободы, готовность отстоять ее — это «нохчалла«. При этом «нохчалла» обязывает чеченца проявлять уважение к любому человеку. Причем, уважение тем большее, чем дальше человек по родству, вере или происхождению. В народе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть прощена, ибо возможна встреча в Судный День. Но не прощается обида, причиненная человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда. С таким грехом пребывать вечно.
«Нохчалла» — не свод рекомендаций и не инструкция чеченца. Это то, чему следует чеченец добровольно и сознательно.
С религиозной точки зрения смысл (Замысел Всевышнего) создания всего (биологического и физического мира, Вселенной) – в выращивании человеческого разума и человеческой совести.
Главное преступление человека и человечества против Бога, против Его Проекта – отступление от разума и совести.
Но Всевышний оттачивает разум и совесть человека и человечества в беспрерывной борьбе. Борьба – главный инструмент развития, реализации Проекта Бога. Именно для беспрерывной борьбы Творец допустил существование сатаны – Иблиса.
Было бы странно, если бы сатана не совершенствовал свои козни в соответствии с меняющимся временем. Вот и появляются в провокациях сатаны и кощунственные фильмы якобы о Пророке, и грязные танцы в православных храмах.
Терпение, терпеливое и мудрое выращивание разума и совести – вот что такое Нохчалла. Вера без всяких рекламных ритуалов, лицемерия и демонстраций своей набожности; вера, которая в душе и сердце человека, а не в угоду кому-то или чему-то – вот что такое прямой путь к Всевышнему Аллаху, тарикат Нохчалла! Тарикат с тысячелетними корнями, уходящий к самым истокам Ислама, к самым первым пророкам человечества.
Саид-Хьамзат Нунуев.
Вот об этом и наш сайт. Все материалы – история, литература, музыка, даже юмор – все так или иначе связано с чеченским характером.
Желаю Вам найти полезную и интересную информацию, что-то вспомнить, что-то узнать, а что-то и закрепить. Всю информацию, которая есть на сайте, необходимо знать каждому чеченцу, и каждому кто уважает чеченский народ.
Ларамца, администрация сайта НОХЧАЛЛА.com
В 1957 году, после восстановления Чечено-Ингушетии, люди стали возвращаться на Родину. Но в горные районы – Чеберлойский, Итум-Калинский, Шаройский, Галанчожский, Галашкинский и другие, их не пустили. Официальное объяснение – трудно налаживать экономику и социальную инфраструктуру; неофициальное – пускай уезжают, растворяются в бескрайних просторах СССР.Земля, где тысячи лет проживали горцы в своем привычном мире, была превращена в альпийские пастбища для равнинных колхозов и совхозов.Заросли бурьяном тысячи хуторов и десятки аулов. Редких смельчаков, которые осмеливались разводить огонь в остывших очагах родовых башен, отлавливали и бросали в тюрьмы. Жилища и овчарни каждое лето разрушались десятками бульдозеров. Война с «дикими хуторами» с разной степенью интенсивности длилась более тридцати лет, до начала горбаческой перестройки
Горцы оседали в предгорьях. Но фабрик и заводов здесь не строили. Чечено-Ингушский обком КПСС строго регулировал рост рабочего класса и коммунистов из коренного населения. Потому что, если бы коммунистов -чеченцев и ингушей стало больше, чем русскоязычных, то пришлось бы менять русскоязычное руководство обкома КПСС. Поэтому вплоть до 90-х годов в республике было 24000 коммунистов - русскоязычных, 12000 коммунистов - чеченцев, 2000 коммунистов - ингушей.На работу в грозненские нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия, которые составляли основу местной промышленности, вайнахов принимали крайне редко. Политика обкома КПСС была направлена на то, чтобы как можно больше чеченцев и ингушей выезжало из республики. Это была откровенная экономическая дискриминация коренного населения. Трусливые чеченские руководители боялись даже заикаться об этой проблеме, лишь бы им позволяли развивать свой коррупционный бизнес.
Как верно подметил Тимур Дадаев в газете «Справедливость», ( №14-15, ноябрь 2002 г. ) «В течении более 70 лет советской власти и в целом с момента нахождения Чечни под властью России отбор членов «элиты» среди чеченцев, чаще всего, производился по регрессивной системе: чем беспринципней оказывался кандидат, тем больше у него было шансов попасть «наверх». А главное требование – не быть самостоятельным, не иметь чувство собственного, и не дай Бог, национального достоинства».Чеченцы, не желая навсегда покидать Родину, освоили технологию отхожего промысла: летом целыми семейными бригадами выезжали на «шабашку», в основном на сельские стройки Казахстана и России, а зимой возвращались обратно. Этим видом промысла было охвачено 60-70% трудоспособного сельского населения республики, хотя коммунистическая пропаганда это всячески скрывала, а «шабашников» критиковала, ставила в один ряд с преступниками. Сама же власть трудоустройством населения практически не занималась. По этому поводу за более чем тридцать лет после восстановления республики руководством Чечено-Ингушетии не был принят ни один серьезный документ!С упразднением Госплана СССР и прекращением финансирования из бюджета государства сельского строительства, сотни тысяч чеченцев, выезжавших десятилетиями на сезонные стройки, в один миг оказались безработными вдвойне: без работы у себя дома, без работы на чужбине...
Именно эти люди, вдвойне обманутые и обделенные, (а их было сотни тысяч!) стали причиной социального взрыва в Чечне в начале 90-х годов. Разогрели людей, вывели их на площади также известные призывы из Москвы про гарантии суверенитета, а также те, что прозвучали после ГКЧП: «Восстаньте, люди, и всеми средствами, включая вооруженные, защитите молодую российскую демократию!» А вслед за этим подарили восставшим толпам горы оружия, о чем сотни раз уже сказано и написано, но никто не понес решительно никакого наказания. Кровавая судьба народа была в очередной раз предопределена!
С-Х. Нунуев,член Союза Писателей СССР, РФ,К.и.н., доцент ЧГУ
2009 год